Инженерные изыскания проводятся при проектировании и подготовке к строительству, реконструкции, капитальному или плановому ремонту автомобильных и железных дорог.
Для чего нужны инженерные изыскания для автодорог?
В процессе геологических, геодезических, гидрометеорологических, экологических и других изысканий мы собираем материалы, которые в дальнейшем ложатся в основу проектных решений. Это делается для того, чтобы инженер-геодезист мог:
– обосновать выбор трассы для проектируемой автодороги;
– принять правильные технические решения по конструктивным параметрам трассы;
– определить прочность земляного полотна и параметры дорожной одежды;
– разработать план мероприятий по охране природной среды и организации строительства;
– спроектировать комплекс мер по защите дороги и участников дорожного движения от различных неблагоприятных факторов.
Для заказчика материалы и результаты проделанных исследований помогут избежать форс-мажорных ситуаций, переделок и снизить возможные убытки на этапе проектирования и строительства до 35 %.
Общий состав работ
Сначала мы проводим геодезические исследования: собираем и анализируем геодезические материалы прошлых лет, проводим топографическую съемку, составляем план и цифровую модель местности.
Затем приступаем к инженерным геологическим изысканиям. В процессе работы мы:
– собираем и обобщаем информацию о природных условиях местности из архивных данных и результатов прошлых исследований;
– проводим геологическую съемку и организуем горно-буровые работы;
– отбираем и анализируем образцы грунта;
– исследуем поверхностные и внутренние воды.
После приступаем к гидрометеорологическим изысканиям. Их цель – защита дорожного полотна от воздействия рек, поверхностных и подземных вод, снежных заносов. На этом этапе:
– исследуется гидрологический режим водных объектов;
– особенности климата;
– обследуются болота, створы рек и т. д.
– оценивается вероятность неблагоприятных погодных явлений.
Особенности проведения исследований на линейном объекте
Если у вас есть линейный объект, которому требуется комплекс разного вида исследований, тогда вам нужно ознакомиться с особенностями работ на объекте такого типа. Рассмотрим их подробнее.
Инженерно-геодезические изыскания автомобильных дорог
Первый и главный документ, который применяется на начальном этапе исследований линейного объекта, – топоплан. Здесь в комплекс работ входят разбивка по оси и закрепление трассы на местности.
Это делается для того, чтобы в проведении изысканий не возникло сложностей, так как расположение участка, на котором проектируется объект, может находиться на территории с низкой проходимостью или, например, на месте городской застройки.
Перед началом работы мы обязательно оцениваем особенность территории, наличие кюветов, обочин, откосов и др., чтобы строительство и эксплуатация трассы были безопасными.
Мобильное лазерное сканирование (МЛС) автодорог
Данный метод используется на всех этапах жизненного цикла дороги и применяется в процессе проектирования, территориального планирования, капремонта, реконструкции дорог и т. д. МЛС проводится преимущественно для:
– топосъемки и создания топоплана;
– создания цифровых моделей дорожного покрытия;
– исследования уклонов проезжей части;
– разработки продольных и поперечных профилей трассы;
– формирования паспорта дороги;
– анализа зон видимости;
– создания ограждений, дорожных знаков, рекламных щитов и т. д.
Также МЛС используется в процессе эксплуатации трассы с целью мониторинга дорожных развязок. Это нужно для анализа опасных участков, деформаций, состояния опор и грунта.
Аэрофотосъемка линейных объектов
Проведение аэрофотосъемки помогает повысить производительность топосъемки дороги и перенести основной объем работ в правильные камеральные условия.
Инженерные-геологические изыскания дорог
В процессе работы мы выбираем направление проектируемой автодороги или железнодорожного полотна. Исходя из того, что линейные объекты имеют большую протяженность, мы учитываем не только геологию местности на всем пути, но и направленность трасс, в том числе к рекам, водохранилищам, озерам.
Под геологическими исследования имеются в виду:
– детальный анализ почвы и ее характеристик;
– изучение земельного грунта с целью возведения дорожного полотна;
– оценка котлованов, стройматериалов для автомагистралей и др.
Инженерные изыскания железных дорог
Инженерные изыскания ж/д трасс имеют те же особенности, что и изыскания для других линейных объектов, о которых мы рассказывали выше. Единственное отличие в том, что к исследованию железных дорог предъявляются повышенные требования из-за большой протяженности, небольшой ширины полосы и высокой чувствительности к любым геологическим изменениям на территории объекта.
Специалисты «Вектор Геодезии» помогут снизить риски в ходе проведения изысканий на линейных объектах. Перед началом работы мы детально изучаем техническое задание, составляем программу исследований, организуем весь рабочий процесс и обеспечиваем внутренний контроль качества испытаний.