В конце 2020 года Администрация Волго-Балта провела электронные торги по кадастровым работам для нужд Вытегорского района гидросооружений и судоходства. Компания «Вектор Геодезии» победила, выиграв и заключив контракт на кадастровый учет створный знаков (24 шт) и шлюзов (6 шт), а также 2 переправ и 2 ГЭС.
С учетом особенностей объектов и их расположения, а самое главное, доступа к объектам. Заказчик определил срок выполнения контракта 365 дней. Работы выполнялись в зимний период на снегоходах и в летнюю навигацию на моторной лодке.
Волго-Балтийский канал — это крупное гидротехническое сооружение, звено Единой глубоководной транспортной системы Европейской части России. Волго-Балтийский канал соединяет Рыбинское водохранилище с Онежским озером и является основной частью Волго-Балтийского пути. Через Онежское озеро, реку Свирь, Ладожское озеро и Неву можно попасть в Балтийское море, а по Беломоро-Балтийскому каналу — в Белое море.
Протяженность Волго-Балта — 368 км, водный путь проходит через Нижнюю Шексну и Шекснинское (Череповецкое) водохранилище, Белое озеро и реку Ковжу, водораздельный канал и реку Вытегру.
Про дороги
Что можно сказать про дорогу от Спб (Тосно) до Вытегры? Это 450 км, первые 350 км по территории Ленинградской области, потом асфальт заканчивается и последние 2-3 часа путь лежит по Вологодской.Дороги. Дорог там нет. Есть, но для смелых. Поэтому навигатор и предлагает сделать крюк 900 км от Питера, через Петрозаводск или Череповец. Но если вы все таки решили быть смелым и бросить вызов колее и лесовозам ее создающим,то будьте готовы к реальному летнему бездорожью.
Зимняя дорога напоминает сказку:
Но заканчивается Зима, и приходит оттепель:
Стоят дорожники с грейдером, ждут щебенку - засыпать раскисший участок. Впереди лесовоз, он увяз. Грейдер хотел прийти на помощь, не справился. Его самого вытащили и второй раз он не поехал спасать лесовоз. Недалеко с той стороны задумчиво курит рейсовый междугородний автобус. Легковушка спереди нас тоже думает - проскочит или нет. В итоге, раскидав лопатой колею, мы на Гранд Витаре потихоньку этот участок проскочили. Легковушка за нами. Стоял выбор или крюк обратно 900 км или прорываться. Немного понервничав, проскочили. Впереди оказалось еще два таких убитых участка, но не таких страшных.
Забегая в будущее из 2021 года нужно сказать, что проезжая в январе 2022 года наблюдали строительства моста через овраг.
Следующие летние 3 дня стояла сухая хорошая погода, но в вечер когда мы заканчивали съемки, пошел дождь и трезво предположив, что лесовозы вмиг разворотят дорогу, мы в ночь рванули домой. Это оказалось мудрым решением. То чего мы боялись - начало происходить: колонны тягачей с лесом десятками устремились в сторону СПб, разбивая слабые участки дороги своим тоннажем.
Привыкая к ленинградским дорогам, мы забываем, что в других регионах, даже в 21 веке их нет. В другой статье упомяну дороги вокруг Старой Руссы, более подробно при рассказе про другую работу.
Створные знаки. Принцип работы
Створные знаки на реке, это такие же указатели движения, как стрелки и разметка на асфальте, только на воде и для кораблей. Одни из нескольких типов гидротехнических сооружений для регулировки движения судов.
Створные знаки. Внешний вид.
Створные знаки. Начало кадастровых работ.
Основная масса створных знаков, процентов 80% от общей массы расположена вдоль каналов, водохранилищ или на островах, что затрудняет доступ человеку к ним, без плавсредств. То есть нужна банально плавсредство с мотором летом и снегоход зимой.
Первые створные знаки по нашей работе расположены в устье реки, на границе с Онежским озером, там где берет начало Волго-Балтийский канал.
Добирались мы сюда в январе 2021 г. на снегоходе с местным жителем, построившего себе домик, который используется как база для рыбалки. Путь от Вытегры до устья, проходит через замерзшее болото, так длиннее, но и безопаснее. Лед на канале не всегда крепок и за зиму не один снегоход тонет в канале. Поэтому местные предпочитают этот путь. Расстояние тут всего ~11.5 км. Согревшись чайком в домике мы объехали два створных знака с GPS-приемником и вернулись обратно. Сама работа заняла 5-10 минут, фиксация 8 точек по 5 сек и переезд между знаками. Дорога 2 часа, туда-обратно. В жизни геодезиста это нормальное явление.
Устье канала в районе Онежского озера
Домик рыбака
Следующие знаки располагалась с другой стороны г.Вытегры и на удалении до 40 км от него и так как не удалось найти снегохода в том направлении, а также прицепа для его транспортировки между 6 шлюзами, решено было вернутся к этому вопросу после открытия навигации, доплыть к ним на моторной лодке.
В летнюю командировку мы использовали моторную трехместную лодку. Находили удобный берег и сплавлялись до нужного места. Потом возвращались и переезжали на другое место, минуя по суше очередной шлюз.
Капитан авианосца с пультом ДУ от него.
Створные знаки и авиация
В нашей повседневной рабочей практике, при наличии разрешенных к полету зон и с учетом погодных условий мы используем дрон. В основном для фотоотчетов при продвижении сайта.Иногда вид сверху реально помогает работе геодезиста. На примере съемки одного створного знака, опишем этот процесс.
Чтобы выполнить работу по створным знакам в этом месте и доплыть до него нам пришлось найти единственное место в конце деревни, где наша легкомоторная лодка смогла бы спокойно плыть вниз по течению и плывя доль берега мы бы плавно подошли бы к заданной точке.
На этом отрезке мы собирались посетить два знака
Знак расположенный на безымянном мысе
Знак на другом берегу водохранилища
Последний знак и добавил нам трудностей, которые в этот день еще только начинались. Пересекая на скорости 7 км в час водохранилище мы издалека увидели данный знак и выйдя в его створ начали держать курс к берегу. Однако причалив в кустах и выбравшись на болотистый берег, мы поняли, что не знаем куда идти. С берега его было не видно. Проплутав около час вокруг мы так и не приблизились ни на шаг к цели. Потом вспомнили про возможности дрона. Подняли его в воздух и по характерным деревьям (фото сохраняются автоматически в память телефона) все равно еще полчаса искали знак. К слову в лесу его можно было пройти мимо в 2 метрах и не заметив. Все заросло.
Не зря он имел высоту более 10 метров. Иначе пришлось бы рубить полберега, чтобы получить видимость.
Потеряв более полутора часов, а время уже было за 16 часов, нам нужно было плыть обратно и посетить на этом пути последний знак, расположенный вблизи судоходного фарватера на маленьком скальном острове. К вечеру погода всегда ухудшалась, мог пойти дождь и поднимались волны. А нас не баркас….
Створные знаки и Вера
Обратный маршрут плавания
Этот путь занял примерно полчаса времени. Самые напряженные полчаса в этой командировке. Поднялся ветер и волны, теперь мы шли против течения и легкую лодку подкидывало на волнах.
Знаете когда обостряется чувство веры? Вот именно в такие моменты. Когда ты человек, песчинка мирозданья на своей шкуре чувствуешь свою мелочность по отношению к природе, которая может тебя как наградить, так и покарать. Чем ближе была скала, тем было немного спокойнее, но страх все равно не отступал.
Данный остров, скорее камни накиданные на мель, имел размеры примерно 10 на 10 метров.Тут был расположен трехсторонний створный знак, выступающий ориентиром сразу на два направления. И чайки. Примерно 10-15 гнезд, с яйцами, мамаш которых наше прибытие распугало.
Закоординировав GPS-приемником опоры знака стали думать как отсюда выбираться. Время было уже за 17 часов, погода совершенно испортилась и пришло стойкое чувство реальности, что сами при такой волне мы уже никуда не уплывем. Спасите наши души. Ждать до ночи, часов 5-6 когда установится тихая зеркальная гладь или что то придумать. Пришлось звонить куратору работ и просить нас реально спасти. Нам повезло. На ближнем шлюзе дежурил баркас,который к нам спустя полчаса подошел и нас с лодкой погрузил на борт. Так как осадка у него гораздо больше, нам предложили на выбор два места высадки, в центре деревни в створе острова или на самом шлюзе. Мы выбрали второй вариант т.к в этом случае до машины было 4 км, а не все 8. Нас высадили на берег и один пошел за машиной, второй остался сторожить имущество.
Почему заголовок о Вере? Не каждый может увидеть Знаки, которые посылаются свыше. Таким знаком нашего спасения было место и здание близи берега, напротив которого оказалось то единственное место, куда смог причалить баркас.
Следующий этап
Вторая задача зимняя командировка 2021 года имела целью проведение кадастровой съемки шлюзов в количестве 6 штук,2 ГЭС и 2 переправ. Зима на редкость удалась очень снежная.Территория каждого шлюза более 3 га. Как показано на схеме, шесть шлюзов Вытегорского гидроузла регулируют перепад высот при прохождении судов более 65 метров.
Нижняя строчка расстояние в км между шлюзами
О шлюзах
Шлюз — гидротехническое сооружение на водных путях для обеспечения перехода судов на плаву из одного водного объекта (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них с помощью наполнения или опорожнения камеры c выравниванием в ней уровня воды с уровнем верхнего или нижнего бьефов.
Шлюзы Волго-Балтийского канала находятся в ведении Вытегорского района гидросооружений и судоходства ФБУ «Администрация «Волго-Балт». Шлюз №1-№6— судоходные однокамерные шлюзы, расположенные по адресу: Вологодская область, Вытегорский район.Построены в 1960-х годах.
Основными конструктивными частями судоходного шлюза являются: верхняя и нижняя головы; расположенная между ними камера; верхний и нижний подходные каналы, примыкающие к соответствующим головам шлюза. Для обеспечения плавного входа судов в отверстия голов шлюза устраиваются направляющие палы.
В начале и в конце камеры шлюза, на левом и правом берегу находятся башни управления и обслуживания механизмов. Башни имеют различную этажность и назначение.
Каждая шлюзовая камера имеет два основных элемента, ворота и рабочая зона:
Ворота — двухстворчатая конструкция из металлических щитов и служащие для впускания и выпускания судна и герметизирующие камеру во время шлюзования. Ширина каждой створки ворот составляет 12 метров. В раскрытом рабочем состоянии створки ворот находятся в глубине шлюзовой камеры в шкафной нише с правой и с левой стороны шлюза. Габариты шкафной ниши составляют 11 метров длины и 2 метра глубины. Ширина шлюза в пределах шкафной ниши 23 метра.
Рабочая зона. Это длина камеры шлюза в пределах ниши нижних ворот шлюза. Камера шлюза по длине состоит из отдельно стоящих секций, длиной по 20 м каждая, разделенных между собой температурно-осадочными швами. Габариты рабочей части шлюза: длина 270 метров, высота 13 метров, толщина стен 0.75 метра, внутренняя ширина камеры 18.0 метров.
В пределах рабочей зоны осуществляется расстановка судов для шлюзования. Для этой цели в стене камеры расположены ниши, через равное расстояние с обеих сторон. В этих нишах расположены устройства для швартовки в виде плавучих поплавков, которые поднимаются и опускаются вместе с уровнем воды в специальной шахте в стенке камеры.
Около нижних ворот шлюза находится неразводной/разводной автомобильный мост, с пешеходным движением.
Место входа и выхода из шлюза называется подходным каналом. Различают нижний и верхний. Подходный канал имеет среднюю ширину 40-45 метров. В 50 метрах от начала шлюза, начинается сужение подходного канала с 40-45 метров до 18 метров, внутренних габаритов шлюзовой камеры. Место сужения подходного канала и перехода его в камеру шлюза защищено палой. Пал — это гидротехническая подпорная стена, служащая для направления судов при входе их в шлюзы и воспринимающая нагрузку при швартовке судов. Палы являются частью конструкции шлюза.
Палы имеют железобетонную конструкцию, дуговую форму длинной 50 метров, с толщиной стен до 1.7 метра. Относительно шлюза они расположены параллельно его оси, в его начале, на правом и левом берегу и в конце шлюза, также на правом и левом берегу. Всего на территории шлюзов расположено 4 палы.
Шлюз №1 в черте г.Вытегра. Хотели получить панорамное фото, но весь город в запретной беспилотной зоне аэропорта. Уже давно не действующего, но зона осталась и программа в таких случаях даже взлететь не дает.
Вид с воздуха на шлюз №6. Сильно заметно какой уровень воды до и после.
О гидроэлектростанциях
Кроме кадастрового учета 6 шлюзов,мы выполнили работы по учету двух ГЭС.Понятие ГЭС никому не нужно расшифровывать.
Заметен явный перепад более 10 метров высотой между входным каналом и водосбросом .Соответственно за счет полученного перепада при строительстве водохранилища и появилась возможность получения дармовой энергии.
ГЭС-31 в черте г.Вытегра
Также одним из элементов гидроузла являются причальные стенки, для судов ожидающих своей очереди на шлюзование.
О наплывных мостах
Последними объектами были устои наплывных мостов в двух населенных пунктах в 9 км и в 25 км от последнего шлюза №6.
Принцип действия такого сооружения можно понять из короткого видео от 2009 г, при съемке одного из 3 шлюзов вблизи г.Кириллов. Это был первый опыт подобной работы, только там мы выполняли топосъемки для реконструкции.